8 (3513) 543-545

Опасный хищник |

«Глагол» публикует новые рассказы охотника Юрия Корогодина

Опасный хищник

В прошлом году «Глагол» публиковал несколько историй миасца Юрия Корогодина. Он – охотник с большим стажем. Родился на Орловщине. Молодым специалистом попал в Миасс. Трудился на разных предприятиях, в том числе долгое время в НПО электромеханики. Сегодня мы снова возвращаемся к его историям.

Счастливый случай, или Как я отбился от рыси

Мне пришлись по душе уральские люди, природа и я полюбил горы, озера, тайгу. Моим первым наставником в охотничьем ремесле, провод-ником и другом стал сотрудник нашего цеха Борис Казнин. Однажды он пригласил меня с ночевкой – поохотиться на

зайца-беляка. Накануне выпал снег и можно было успешно потропить косого.

С конечной остановки про-шли пять-шесть километров, углубляясь в лес. Придя на место, оборудовали лагерь, подготовили защитный настил из лапника, заготовили дрова, перекусили бутербродами и пошли вдоль ручья искать счастья. Напарнику повезло. Он при помощи манка добыл рябчика. Солнце клонилось к закату. В лагере приготовили «шулюм» из дичи. Отужинав, еще некоторое время посидели у костра, где я послушал байки опытного охотника. Ранним утром умылись родниковой водой, наскоро перекусили, выпили по кружке чая, настоянного на подручном разнотравье и покинули свое примитивное логово.

Проход в скалах: сказочный и опасный

Напарник уверенно повел в темноте в нужное место. Наш путь лежал по скалам хребта в растущие пихтачи. Эти места, по словам напарника, были излюбленным местом обитания длинноухих. Вскоре мы вышли на какую-то звериную тропу. Она круто уходила вверх, виляя между стволами поросших под снегом сосен. С погодой повезло – морозец был в меру: не вспотеешь при ходьбе и не озябнешь при остановке. Мы ходко шли к намеченной цели.

Нам встречались старые следы зайца, что внушало надежду на хорошую охоту. Пошли цепью, я – под самыми скалами, напарник – в 30-40 метрах ниже меня. Мы должны были пройти до прохода в скалах и перейти на другую сторону хребта.

По приметам, обозначенным другом, я нашел проход и сделал резкий поворот надеясь, что напарник проследует за мной. Кстати, сам проход – удивительное явление природы. Его ширина в скалах два десятка метров. В голову пришла мысль, что он руко-творный и сделан человеком.

Впереди я увидел пушистую елку. Дерево наклонилось поперек прохода, корнями подмяв часть камней и плитняка. Но все же часть корней держала ствол.

Везение и только

Вдруг впереди упал ком снега, что меня сразу насторожило, так как ветра не было. Заметил, как что-то мелькнуло и летит в мою сторону. Вскинул ружье и автоматически выстрелил. И увидел летящую на меня рысь. Удивительно, но я попал в нее. А ведь в такой ситуации, когда на близком расстоянии дробь еще не рассеялась и идет пулей, обычно в жизни бывает 100-процентный промах. Не успел отскочить в сторону, и хищник упал к моим ногам. Я стоял, как истукан, и не знал, что делать. По всей видимости, зверь был очень голоден и спутал меня с косулей.

Из рассказов бывалых охотников я слышал, что рысь частенько охотится с деревьев, затаивается над тропами, караулит свою добычу и затем в момент прыгает на жертву. Охотники, промышляющие белкой и соболями, закрывают шею кожаными фартуками, пришитыми к шапкам сзади.

Под впечатлением пережитого охотиться дальше я отказался, и мы направились к своему лагерю, а затем благополучно добрались до дома. Я родился в рубашке, но, считаю, что это не случайное стечение обстоятельств, а помощь ангела-хранителя.

Как я не попал в капкан, когда снова гнался за рысью

Прошло 35 лет после того случая встречи с рысью. Я оказался в составе бригады по отстрелу лосей.

Трофеи мы сдавали в заводскую столовую. Охотились, соблюдая военную дисциплину. Провинившихся за малейшее нарушение выгоняли из бригады.

Очередной выезд в городское хозяйство. Нужно было добыть старого рогача. Мы осуществили несколько выездов, но все впустую. Лоси в загонах были, но не те, которые отмечены в лицензии. Руководители повезли нас в дальний угол городского хозяйства. Начинался рассвет, когда наш бортовой «Урал» вышел на финишную прямую – по лесовозной дороге в гору. Мы основательно промерзли и с надеждой ожидали приезда на место. Подъехав к вершине горы, остановились под скалами. Выпили по кружке чая из термосов и высадили загонщиков. Затем машина со стрелками отправилась по лесовозной дороге на номера в засаду.

Следы рыси не спутать

Я был в бригаде загонщиков и напросился пойти первым под скалы, так как это место напомнило мне памятную встречу с рысью. Пройдя с километр у подножья скал, я вышел на свежий след рыси. Редкое явление. Двинулся по нему осторожно. Вскоре след привел к «жировке» зайца, было видно, что рысь пошла медленнее. По следам было заметно, как хищник остановился, а затем стал прыгать, видимо, заметив зайца. Через 30 метров рысь настигла косого. На снегу четко просматривалась картина расправы. Затем след рыси сместился к густому пихтачу под скалы. И я, пройдя по следу, который теперь еще отмечался поволокой, обнаружил холмик. Раскопал и увидел схрон.

Затем вышел на маршрут и вернулся к загонщикам. Лосей не было. Пока старшие совещались, что делать дальше, я подошел к егерю и рассказал про охоту рыси на зайца. Он ответил, что знает, что там живет рысь и что у него в том месте стоят капканы. Подробнее расспросив о маршруте моего движения, заметил, что я – счастливый человек, потому что не попал в капканы. Егерь рассказал, что однажды, проверяя ловушки, обнаружил в капкане валенок. В западню угодил турист или одинокий охотник. Я похолодел, живо представил себя, идущего в сапоге на одной ноге, с обмотанными тряпками на другой. Такая же участь могла ожидать и меня. Стоит заметить, что нужного лося мы добыли ближе к вечеру.