8 (3513) 543-545
glagol.miass@mail.ru - общая

Горячая линия

Сигнал – устойчивый |

40 лет назад в Миассе завершилось строительство телевизионной вышки

Сигнал – устойчивый

19 апреля исполняется 40 лет со дня окончания строительства миасской телевизионной вышки. Это событие – эпохальное для нашего города. Телевышка проектировалась и строилась почти три года и потребовала колоссальных вложений от многих местных предприятий.

Один из координаторов строительства, Владимир Ивлев, входил в штаб по возведению уникального объекта – он был назначен куратором от горисполкома.

Как вспоминает Владимир Викторович, вопрос о необходимости строительства телевышки был поднят в начале семидесятых. Причина – маленькая вышка, которая на тот момент действовала на Ильменском хребте, не обеспечивала устойчивого покрытия телесигналом всей территории Миасса. До северной и южной частей города он практически не доходил. У соседей по области была схожая ситуация, и областной комитет КПСС принял решение о сооружении пяти телебашен – в Полетаево, Миассе, Златоусте, Сатке и Юрюзани.

– Меня пригласил в свой кабинет председатель Миасского горисполкома Анатолий Ефимов. Сказал, что поставлена задача построить телевышку, – рассказывает Владимир Викторович. – В следующий раз он собрал руководителей предприятий и кивнул на меня: «Если он к вам придет с просьбой или требованием – считайте, что это я пришел».

 

Москва разрешила спилить три сосны

 Сказано – сделано. Работа закипела. Над проектными документами трудились ЦНИИ «Проектстальконструкция» и НИИ «Желдорпроект».

DSC_0022.JPG

Сначала требовалось разровнять скальные породы на вершине Ильменского хребта. Для этой непростой задачи главный инженер треста «Уралавтострой» Владимир Тихонов предложил использовать мощный американский трактор «Катерпиллер», который имелся у нефтяников на перекачивающей станции в поселке Ленинск. Договорились. Но поднять «Катерпиллер» на гору можно было только с помощью «МАЗа» «Ураган», а спецтехнике таких размеров заехать наверх мешали три сосны, которые росли рядом с дорогой, на территории Ильменского заповедника. Чтобы их спилить, Виктор Коротеев (ныне – руководитель Уральского отделения РАН), работавший в то время директором заповедника, получал разрешение в Москве.

 

На фундамент – 300 кубометров бетона

 – Первый бетон завозили в 1975 году. Сначала бетонировали площадку, затем – опору фундамента, – рассказывает Владимир Ивлев. – Грузы завозили на «Уралах». Подъем начинался там, где сегодня район «Рассвет». – На дороге стояли тракторы, которые подтягивали машины – в случае, если те пробуксовывали.

Высота фундамента составляла семь метров. Всего на Ильменский хребет было завезено 300 кубических метров бетона. Расходы по сооружению фундамента взял на себя Уральский автозавод.

 

Из стволов корабельных орудий

 Дальше нужно было возводить металлические конструкции. Гонцы отправились на челябинские заводы – трубопрокатный и металлоконструкций (им. С. Орджоникидзе). Руководство последнего встретило миасскую делегацию: Владимир Ивлев, заместители Виктора Макеева, Николай Бардов и Иван Беляев, – и заказ явно без энтузиазма. Пришлось «надавить» через обком партии, после чего вопрос был решен.

Высота только первого пояса конструкций, который устанавливали с помощью крана, составила 29 метров (это «рост» старой телевышки).

Что интересно, одну из секций сделали из… некондиционных артиллерийских стволов корабельных орудий (толщина металла – почти два сантиметра).

 

Вертолеты для монтажа конструкций

Задействовать вертолеты для монтажа вышки предложил главный архитектор Миасса Олег Карпов. Подсказку дал опыт строителей высоковольтных ЛЭП в тайге, где использовали вертолеты МИ-10к.

Вертолет.jpg

Миасцы отправились в Тюмень, в 23-й вертолетный отряд, которым командовал Алексей Марченко. Поговорили. Поначалу пилоты скептически отнеслись к предложению.

– Наверное, не возьмемся. Очень сложно, заявил нам тогда руководитель вертолетного отряда, – рассказывает Владимир Ивлев. – Одно дело, ставить небольшие опоры ЛЭП в тайге, и совсем другое – собирать конструкцию на вершине Ильменского хребта, где внезапно может налететь порыв ветра. Однако взвесив еще раз, принялись за дело.

9 апреля 1977 года в Миасс прилетел вертолет и обосновался на площадке около молзавода. Сначала здесь же и попробовали «насаживать» конструкции, но места соединений ломались. Отложив в сторону проект свердловского института, снова и снова устраивали «мозговые штурмы» вместе с миасскими конструкторами. Благо, за вторую очередь строительства телевышки отвечало Конструкторское бюро машиностроения (ныне – ГРЦ Макеева) – вопрос лично курировал главный конструктор Виктор Макеев. В итоге места стыковок усовершенствовали, надежность их повысили.

вв.jpg

...Раз за разом вертолет зависал над сооружением и ставил секции с ювелирной точностью. Работы сделали за восемь дней.

 

Ефимов смеялся последним

 – Председателя горисполкома Анатолия Ефимова спросили на совещании в облисполкоме, как идут дела со строительством телебашни, – рассказывает Владимир Ивлев. – Тот доложил, что 29 метров уже стоит, а остальное должны установить с помощью вертолета.

В комнате поднялся смех – ответственные партработники не верили, что такое возможно. А когда Ефимов приехал из Челябинска в Миасс, пришла его очередь смеяться. Конструкция стояла готовая.

выш.jpg

19 апреля на телевышку был установлен последний элемент. Высота сооружения по проекту составила 88,7 метра. Вес – 114 тонн.

Правда, передающий сигнал с телевышки стал поступать через несколько месяцев. Нужно было еще установить антенны и передающее оборудование.

 

За аппаратурой посылали самолет

 И здесь снова помогло КБМ. Оборудованием поручили заниматься Ивану Бирюкову, старшему инженеру отдела антенно-фидерного оборудования. Соответствующая аппаратура в то время была крайне дефицитной. Выпускал ее один завод – очередь на получение была расписана на годы вперед. Однако на предприятии очень удивились, когда получили предписание – отправить заказ в Миасс вне очереди. И еще сильнее удивились, когда за техникой прислали самолет.

– Правда, антенны нам поставили безобразные. Мы их выбросили. Сделали более надежные – из нержавейки с большим коэффициентом усиления. И красивые, – рассказывает Иван Александрович. – Потом решили проблемы с кабелем.

Когда оборудование установили, все районы Миасса стали принимать устойчивый телесигнал.

Ремонтировали тоже сами, как вспоминает Иван Бирюков. Однажды перед самым Новым годом внезапно пропал сигнал. Оказалось, порвался кабель. Что делать? Пришлось самому лезть на самый верх – с паяльником под шубой. Ветер сильный и холодный, страховки нет, телевышка качается. Но обошлось, работу выполнил. Миасцы увидели поздравление Генерального секретаря ЦК КПСС и «Голубой огонек».

 

Прогресс не стоит на месте

 Директор компании «Интерсвязь» в Миассе Юрий Павлов:

– Как бы банально ни прозвучало, но прогресс не стоит на месте. И телекоммуникационные технологии зачастую — в авангарде этого процесса. Поэтому, с учетом нынешних тенденций развития телевидения, говорить о каких-то значительных перспективах телевышек не приходится. Безусловно, какое-то время они будут востребованы в небольших и удаленных населенных пунктах России, но и туда в конечном итоге придут «кабель» и «цифра». Это вопрос времени.

Если говорить о развитии телевизионных технологий в целом, то сейчас большую ставку эксперты этого рынка делают на Ultra High Definition TV 4K или просто 4К (форматы изображения высокой четкости). Это не просто разрешение, в четыре раза превышающее Full HD, это технология будущего. Помимо увеличившегося количества пикселей 4K-телевизоры отличаются изображением, снижающим нагрузку на зрение телезрителей.

Массово на рынке ТВ Ultra HD появится только в 2020-2023 годах. По прогнозам мировых экспертов, к 2023 году в мире будет транслироваться порядка 300 UHD-каналов. На сегодняшний же день 4К только начинает покорение мировых просторов. Соответственно, каналы, которые вещают в таком формате, можно пересчитать по пальцам.

Владимир Мухин

Фото В. Мухина и из архива В. Ивлева

Возврат к списку

Актуальные статьи

AlfaSystems massmedia K3FN2SA