8 (3513) 543-545
glagol.miass@mail.ru

gl3.jpg

Стагнация как диагноз? |

Непредвзятые размышления об экономической ситуации в России.

Стагнация как диагноз?
Несмотря на серьезные проблемы национальной экономики прошлых лет, российские власти так и не выработали системного подхода к их решению, чтобы вывести страну на траекторию уверенного экономического развития.

Восстановление. Верховенство права

В начале нулевых Россия преодолевала тяжелый кризис, связанный с дефолтом, глубоким экономическим спадом, обесцениванием рубля, падением доходов населения. В дальнейшем был предпринят ряд мер, таких как, введение «плоской шкалы» подоходного налога, присоединение к ВТО и создание таможенного союза. Наряду с приватизацией, налоговой реформой и заявлением о верховенстве права можно было наблюдать и рост стоимости энергоресурсов, в частности, нефти. Эти обстоятельства способствовали наполнению госказны и притоку инвестиций. 
В период с 1999 по 2008 годы российский ВВП вырос почти в два раза. Также росли иностранные инвестиции, рубль укреплялся. Это сопровождалось ростом инфляции и процентных ставок. Многие компании стали брать более «дешевые деньги» на западе. 
К 2008 году зависимость от экспорта черного золота достигла максимума. В то же время наблюдался отток «интеллектуальных ресурсов на запад», в экономике сформировался перекос в сырьевую сторону, а средний и малый бизнес, как и сектор высоких технологий и инноваций, были обескровлены высокой стоимостью внутренних заимствований.  

Ставка на накопление. Госконтроль

Власти сделали ставку не на масштабные реформы и модернизацию, а на накопление средств в стабилизационный фонд. Произошел переход к централизации власти и назначению губернаторов. Контроль за бизнесом ужесточался, проверок становилось все больше. Госконтроль стал основным трендом внутренней политики. Устанавливалась связь над финансовыми потоками и целыми секторами экономики. 
Международный финансовый кризис 2008-го вскрыл проблемы национальной экономики. Стали очевидны зарегулированность, зависимость от цен на нефть, неэффективное управление рядом крупных компаний. За кризисом последовал спад производств, наибольший удар пришелся по финансовой сфере и инвестициям.
Основным направлением властей стала борьба с последствиями кризиса, а не политика роста и развития. На восстановление от последствий мирового финансового кризиса из бюджета страны было потрачено более 2 трлн рублей.
В дальнейшем, после 2010 года, даже рост цен на нефть не стал фактором изменения экономики. Сократились инвестиции в основной капитал. Потребительский спрос почти не восстанавливался, и стало ясно, что увеличение ВВП, основанное на этом факторе, уже невозможно в докризисных темпах.
Разработанная экспертами программа развития страны до 2020 года, по оценкам Центра стратегических разработок, была выполнена, лишь на 29%.  
В ответ на «пробуксовки» в экономике правительство и регионы предприняли усилия для выполнения «майских указов» Президента, заменивших «Стратегию-2020» и нацеленных на повышение производительности труда, упрощение ведения бизнеса, повышение зарплат бюджетников. 
Вместе с тем контуры системных проблем не исчезли: снижение конкуренции, слабые финансово-экономические институты, сырьевая зависимость. 

Стабильность. Что дальше?

Снижение цен на нефть в 2014 году, введение санкций из-за присоединения Крыма, российские контрсанкции, девальвация рубля привели к падению темпов роста экономики. В 2014 году темпы роста экономики упали до 0,7% с 1,8% в 2013 году и 3,7% в 2012 году по данным Министерства экономического развития РФ (economy.gov.ru). Это ударило по людям – произошел инфляционный всплеск, займы подорожали. Ключевая ставка пробила двузначный уровень. Реальные доходы россиян стали снижаться с 2014 года. Пытаясь сохранить привычное потребление, граждане стали чаще занимать деньги – стало расти розничное кредитование. Уровень перекредитованности стал опасным для финансовой системы. 
В текущей ситуации повышение пенсионного возраста, инициированного с целью снижения нагрузки на госбюджет, как считают некоторые аналитики, не избавило от системных проблем в купе со «старыми структурными болячками». Экономика может оказаться как бы в ловушке «среднего дохода», когда рост ВВП не превышает 3% в год. 

Наверное, решение видится в корректировке экономического курса, ведь ставка на накопление средств и борьбу с симптомами кризиса не срабатывают. Это, в первую очередь, заметное улучшение инвестклимата, ослабление госрегулирования и жесткого контроля среднего и малого бизнеса, развитие конкуренции в реальном секторе экономики. Хочется верить, что в верховных органах власти России такие задачи уже рассматриваются.

фото © realtai.ru (Михаил Чухломин)

Возврат к списку

Актуальные статьи

AlfaSystems massmedia K3FN2SA