8 (3513) 543-545
glagol.miass@mail.ru - общая

Горячая линия

От кружка вязания – к своим корням |

Мастерица и директор Дома народного творчества Рафиля Касьянова рассказала об увлечении башкирской традиционной куклой.

От кружка вязания –  к своим корням
Рафиля Касьянова известна жителям Миасса как директор одного из значимых и очень интересных культурных мест – Дома народного творчества. Своей целью ДНТ ставит сохранение и возрождение русской народной культуры. 
Но оказалось, наша собеседница не только прекрасный руководитель, но и творческий человек, занимающийся удивительным ремеслом – изготовлением башкирских национальных кукол. 
Свой творческий путь Рафиля Касьянова начала с работы в ДК «Бригантина» в 2000 году, когда преподавала кружок вязания крючком для детей. 
– Спустя несколько лет директор ДК «Бригантина» Людмила Микерина отправила меня на повышение квалификации, где я влюбилась в куклу и поняла, что хочу заниматься только ей. Даже сейчас, работая директором ДНТ, будучи загруженной документацией и бумажной работой, я нахожу время для изготовления кукол – делаю их по ночам, – рассказала мастерица.
Обретение своих традиций
Первый опыт работы был именно с русскими куклами. К национальным корням башкирского народа Рафиля Касьянова пришла спустя время. Переломным моментом в этом стала встреча на Бажовском фестивале с заведующей отделом народных художественных промыслов и ремесел Челябинского государственного центра народного творчества Еленой Артюшкиной. 
– На первый фестиваль я поехала в русском национальном костюме. Там меня увидела Елена Ивановна и строго сказала снять русский костюм – это не мое. Тогда же она предложила мне надеть свой национальный башкирский костюм. На следующий фестиваль я уже шила башкирскую одежду. Тогда я осознала свою близость к этой культуре, поняла, что мне это действительно по душе. Так я перешла на национальную основу, стала шить куклы в башкирских костюмах, занялась лоскутной техникой и вышивкой в традиционных мотивах, – вспоминает Рафиля. 
Обретение мастерства, отображающего личный внутренний мир, позволило достичь существенных результатов, расширило круг знакомых, увеличило количество приглашений на конкурсы и фестивали по башкирской тематике. 
Самое важное и большое достижение последних лет – участие в профессиональном конкурсе мастеров «Славим человека труда»: второе место в номинации «Лучший мастер по изготовлению традиционной куклы». Проходил конкурс в Салехарде, где Рафиля Касьянова представляла Уральский федеральный округ. 
Куклы – маленькие копии людей
Как отмечает мастерица, увлечение куклой и ее изготовление требует умений и навыков во многих направлениях декоративно-прикладного искусства. Например, без основ и знаний техники шитья нельзя изготовить одежду куклам. Валяние помогает сделать валеночки. Красиво оформить костюмы можно при помощи вышивки. Чтобы сделать украшение, нужны знания в бисероплетении. Если не уделять этим направлениям должного внимания, изготовление куклы невозможно, необходимый образ не получится. 
– Свою куклу я одеваю, как человека. Как мы одеваемся, в чем ходим, так и ее нужно одеть. Башкиры, в основном, ходят в галошах и шерстяных носках. Значит и моя куколка будет обута в галоши и шерстяные носки. Есть еще сарыки – традиционная башкирская обувь: голенище из войлока, сзади красивая обережная вышивка, а на стопе кожа, – делится мастерица тонкостями рукоделия. 
В начале был образ
Процесс изготовления куклы начинается с образа. Мастер придумывает новое творение, наряд, детали. После этого можно приступать к изготовлению. Для кукол большого (локтевого) размера обязательно нужен каркас, который обтягивается тканью, обшивается и придает форму будущей кукле. Когда сформирован «скелет», можно переходить к наряду, при этом соблюдая все традиционные элементы в одежде. 
– Если я вижу свою куколку в еляне (башкирская национальная верхняя длиннополая одежда с длинными рукавами), то, как и человека, одеваю ее сначала в платье, а потом в елян. Важен каждый элемент. У платья изготавливаются все оборки, тесьма и множество других мелких деталей. Все прошивается и вышивается вручную, из бисера плетутся украшения, – поясняет Рафиля Зияовна. 
Вся эта работа требует кропотливого труда и усидчивости. Немаловажную роль в этом играет и безграничная любовь к своему мастерству, желание воплотить в жизнь новый образ авторской куклы. 
Кстати, все куклы Рафили Касьяновой безлики. Эту часть образа каждый человек уже додумывает сам.
Четкого времени изготовления куклы нет, оно всегда разное. На конкурсах, например, работу нужно выполнить в кратчайшие сроки (3-4 часа), при этом максимально приблизив ее к нужному виду. Выставочные работы занимают значительно больше времени. На изготовление такой куклы может уйти три-четыре дня. Есть также маленькие куклы – обережные. Они не требуют декоративных элементов и, разумеется, делаются быстро. Всего за несколько часов. 
Взгляд в будущее
Увлечение нарядами у мастерицы распространяется не только на кукол. Швея по первому образованию, Рафиля Зияовна шила и вязала вещи для всей семьи. Продолжалось это вплоть до 2000 года. Непохожие на остальные и редкие по тем временам вещи приковывали к себе внимание окружающих. 
Сегодня из прошлых увлечений осталось только изготовление пледов и одеял в лоскутной технике. За годы творческой деятельности Рафиля Касьянова изготовила не одну сотню кукол разных размеров: какие-то куклы хранятся в домашней коллекции, какие-то изготавливались на заказ или в качестве подарка. Мастерица регулярно посещает выставки и мастер-классы, фестивали и конкурсы, чтобы перенять новый опыт, получить незабываемые эмоции и повышать уровень своего мастерства.

Фото Рафили Касьяновой и Натальи Вольвач
Юлия Голицина

Возврат к списку

Актуальные статьи

AlfaSystems massmedia K3FN2SA