8 (3513) 543-545
glagol.miass@mail.ru - общая

Горячая линия

Воспитывает маленьких чудотворцев |

Как в стенах ДНТ народная игрушка становится «завязью» юных талантов.

Воспитывает маленьких чудотворцев
Василий Лашманов – руководитель кружка «Поющая глина» Дома народного творчества города Миасса. Он обучает детей разного возраста, в том числе с особенностями развития, лепке из глины. Вместе лепят они традиционные игрушки, реалистические образы, сувениры, новогодние игрушки, создают и сюжетные композиции. 

Педагог по «корням» и призванию
– Редкий педагог может так увлечь и заинтересовать детей, особенно маленьких, рукодельным творчеством, – отзывается о Василии Владимировиче заместитель директора Екатерина Александрова. – Его ученики участвуют в областных конкурсах, он сам лауреат II степени Всероссийского конкурса «Урал мастеровой», представляет свои работы на Бажовском фестивале. Примечательно, что он владеет многими техниками, которым и обучает детей. 
«Корни» Василия Владимировича Лашманова произрастают в Пензенской области. Он из мест, рядом с которыми в селе Абашево зародился и процветает народный промысел: изготовление глиняной посуды, кукол, игрушек. Переехав в Миасс и начав работать в строи-тельной отрасли, он душой потянулся к творческим истокам своих предков. Начал ездить на Бажовский фестиваль, показывать свои изделия, а потом был приглашен работать в миасский Дом народного творчества. 

От малышей – до взрослых
– За четыре года мои занятия в ДНТ посетили более 250 человек, – рассказывает Василий Владимирович, – те, кто все это время ходит в кружок, сейчас учатся в колледже на строителей. Причем, иной одной рукой лепит лучше, чем другой двумя. Хотелось бы отметить успехи таких ребят, как Оля Павлова, Артем Ульданов, Роман Князев, Александр Забродин, Вячеслав Волокитин. В Доме народного творчества у меня занимаются пять групп, включая группу взрослых. Старшие – выпускники коррекционного Центра помощи детям – буквально прикипели к лепке, занятий не бросают. Малыши приходят заниматься ко мне чуть ли не с двух лет. Приводят их родители, которым я говорю: лепите с детьми композиции, сюжетные картинки. В результате некоторые взрослые «втягиваются» в творческий процесс. На сегодняшний день у меня 
56 учеников, групповые занятия проходят три раза в неделю. Взрослые посещают мои мастер-классы.

Точка отсчета – глина
– Дети лепят из такой глины, чтобы меньше было брака, с большой долей песка: он не дает глине разваливаться, – продолжает педагог. – Беру я ее за Новоандреевкой. Сам добываю и привожу. Занятия с новичками начинаю с объяснения, как надо готовить глину, чтобы она была податливой, не трескалась, сколько надо добавлять воды при лепке. Дети учатся чувствовать глину, контролировать влажность и усилия, применяемые при лепке. Это остается в подсознании, автоматически запоминается. Затем я объясняю про толщину стенок, про соединения, учу рисовать на глине, объясняю, как надо окрашивать изделие.
Обжиг делаю у себя дома, а технологию обжига на занятиях преподаю теоретически. 

Достижения учеников
Педагог показывает поделки детей. Каких только игрушек тут не увидишь, фигурок животных, кружек, украшений. 
– Некоторые научились лепить музыкальные инструменты из глины, начиная с простой свистульки, – продолжает Лашманов. – Кто-то преуспел в городецкой росписи. Многие лепят авторские игрушки.
Педагог показывает работу одного ребенка – необычную птицу с человеческим лицом и большим хохолком.
 – Я ее назвал «Миасская синица», – говорит он, – весьма необычная авторская игрушка. Ее можно сделать неким брендом нашей школы лепки.
Немало среди учеников детей, которые предпочитают лепить реалистические формы. Есть, к примеру, третьеклассник, у которого в маленьких масштабах мало что получается, а когда берется за что-то покрупнее, выходят элементы скульптуры. 
Главное, к чему стремится Василий Владимирович, обучая детей – это развитие творческого мышления у своих учеников, понимание красоты, воспитание усидчивости. И это ему удается. Например, сестры София и Полина Колосовы, пришедшие в тот день на занятия самыми первыми, настолько увлечены лепкой, что на сегодняшний день им требуются от педагога только редкие подсказки и слова одобрения. 

В перспективе – «гончарка»
Количество кружковцев растет, а кабинет – маленький. Когда собирается много учеников, педагог свой стол уступает им. Разумеется, не хватает места и для демонстрации шедевров детского творчества, потому все слепленное ученики уносят, как правило, домой. Однако скоро переезд – в большое помещение, в котором располагалась библиотека. Там намечается развернуть «гончарку» – изготовление посуды на гончарном круге, который сам педагог и мастерит со старшими учениками. В этом ремесле применяться будет другая глина, еще один станок с гончарным кругом уже имеется.

Валерий Георгиев
Фото автора

Возврат к списку

Актуальные статьи

AlfaSystems massmedia K3FN2SA