Сороковые роковые
В 1941 году по решению Государственного комитета обороны в Миассе начало базироваться моторное производство Московского автозавода. Оборудование предприятия монтировалось прямо «с колес» – под открытым небом, в лютые морозы. В предельно короткий срок строители возвели и сдали в эксплуатацию свыше 43 тысяч квадратных метров производственных площадей. В этот момент самой острой проблемой было обеспечение цехов теплом, без которого металлообрабатывающие станки не могли работать на полную мощность.
2 января 1942 года приказом № 3 по Миасскому автомоторному заводу им. Сталина был создан отдел главного энергетика, основной костяк которого составила группа специалистов ТЭЦ Московского автозавода, прибывших вместе с автомобилестроителями. В кратчайшие сроки им предстояло решить проблему подачи тепла и пара.
Сначала была разработана временная система отопления, оригинальная по своему техническому решению: на три паровоза установили дымовую трубу, протянули к цехам паропроводы, и установка заработала.
Весной 1942-го на самой окраине заводской территории началось строительство заводской котельной, которая была оснащена четырьмя котлами Шухова производительностью по 4 тонны пара в час. Но тепла требовалось гораздо больше, чем могло дать это оборудование, а еще необходимы были пар и электроэнергия: рос не только завод, но и Октябрьский поселок по соседству, где ежегодно возводились десятки домов.
В январе 1945 года был пущен котел № 1 Бабкок– Вилькокс» производительностью 12 т пара/час. С этого момента заводская котельная работает по полному технологическому циклу – с обеспечением потребителей технологическим паром, теплом.
Наращивает мощность
В апреле 1949-го выходит приказ № 65 директора Уральского автомобильного завода им. Сталина о создании ТЭЦ как самостоятельного подразделения. И следующие три десятилетия истории предприятия – это непрерывный рост мощностей, новые пуски. Строительство корпусов ТЭЦ, монтаж четырех котлов производительностью по 75 т пара/час, двух турбин и двух компрессоров.
В 1950 году смонтирован и пущен в работу котел № 2 фирмы «Релей-Стокер», работающий и по сей день. Вслед за ним встал в строй уже упоминавшийся турбогенератор фирмы «Фрезер Чалмерс» мощностью 12 МВт с двумя отборами пара.
В феврале 1952 года, с пуском турбогенератора № 2 Ленинградского завода им. Кирова мощностью 12 МВт с двумя отборами пара, мощность электростанции увеличилась до 24 МВт.
А в 1964-м началась новая эра – переход с твердого топлива на газ. В этот период были построены новая бойлерная, золоотвал, внедрен целый ряд технических решений, давших серьезный экономический эффект. Масштабные преобразования шли вплоть до начала 80-х годов прошлого столетия, а затем для ТЭЦ наступило время обновления.
Перезагрузка
К началу 1990-х основное оборудование ТЭЦ: котлы, турбины, паропроводы – отработало нормативный ресурс и потребовало капитального ремонта, замены, диагностики. Был разработан план поэтапной реконструкции и развития ТЭЦ на период 1990–2000 годов.
Несмотря на крайне сложную экономическую ситуацию в стране, все намеченные планы удалось реализовать.
И наконец, в марте 2007 года, был пущен в эксплуатацию турбогенератор № 3 номинальной мощностью 12 МВт.
Сегодня установленная электрическая мощность ТЭЦ составляет 24 МВт, тепловая –
575 Гкал/ч.
Михаил Ефимов, генеральный директор АО «ЭнСер»:
– Дорогие коллеги, примите искренние поздравления с 70-летним юбилеем теплоэлектроцентрали. У нашей ТЭЦ богатая и очень интересная история. Здесь трудились и продолжают трудиться целые династии, энергетики, передающие свой неоценимый опыт молодым специалистам. Сегодня ТЭЦ – это команда высококвалифицированных и трудолюбивых сотрудников. Благодаря вашему профессионализму и ответственному отношению к работе наше предприятие достигает успехов в своей деятельности. Тепло в домах миасцев – это ваш труд и ваша заслуга. Желаю вам и вашим семьям благополучия и крепкого здоровья!
Поделиться: